- Сущность понятия «учение»
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как «учение».
С позиции психологии «учение» рассматривается как активность субъекта, как фактор психического развития, как деятельность. Сущность «учения» проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение в этой ситуации уделяется информационной функции смыслообразования, изменениям в познавательных и мотивационных структурах [1, с. 215].
2. Обучение: общая характеристика
Обучение – это целенаправленная, последовательная передача опыта путем социокультурного компонента другому человеку в специально созданных условиях.
В учебной деятельности отношение «обучения» рассматривается как регулирование процессом накопления знаний, формирования познавательных систем, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося [3, с. 111].
3. Научение: общая характеристика
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биосистемой, является «научение».
Научение — это постепенное или непостоянное изменение поведения. Существуют два типа процесса «научения». Первый тип «научения» классифицируется, как классический и протекают постепенно. А второй, как запечатление, то есть моментально.
Термин «научение» применяется главным образом в психологии поведения. В отличие от педагогического понятия обучения, он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как: привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и так далее [6, с. 240].
4. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение»
Учение – представляет собой научение человека в результате ориентированного, сознательного присвоения им передаваемого его культурно-социального опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.
Кроме того, понятие «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат [8, с. 57].
Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении. Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости.