Библиотека работ в помощь студенту!

Психологическая сущность учения. Соотношение понятий: научение, учение, обучение

  1. Сущность понятия «учение»

Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как «учение».

С позиции психологии «учение» рассматривается как активность субъекта, как фактор психического развития, как деятельность. Сущность «учения» проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение в этой ситуации уделяется информационной функции смыслообразования, изменениям в познавательных и мотивационных структурах [1, с. 215].

2. Обучение: общая характеристика

Обучение – это целенаправленная, последовательная передача опыта путем социокультурного компонента другому человеку в специально созданных условиях.

В учебной деятельности отношение «обучения» рассматривается как регулирование процессом накопления знаний, формирования познавательных систем, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося [3, с. 111].

3. Научение: общая характеристика

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биосистемой, является «научение».

Научение — это постепенное или непостоянное изменение поведения. Существуют два типа процесса «научения». Первый тип «научения» классифицируется, как классический и протекают постепенно. А второй, как запечатление, то есть моментально.

Термин «научение» применяется главным образом в психологии поведения. В отличие от педагогического понятия обучения, он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как: привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и так далее [6, с. 240].

4. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение»

Учение – представляет собой научение человека в результате ориентированного, сознательного присвоения им передаваемого его культурно-социального опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.

Кроме того, понятие «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат [8, с. 57].

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении. Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости.

Материал доступен бесплатно

Похожие материалы:

Информационное обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Методологические основы психологии: инновации, общность и специфика в исследовании личности
Оценка проекта объекта защиты на соблюдение требований пожарной безопасности
Теория перевода
Специфика письменного перевода в музейной сфере (на примере текстов каталогов выставок)
Синтаксические особенности построения текста на английском языке и его перевода на русский (на основе аудио- и текстового материала видеоигры Disco Elysium)
Цифровой макет изделия
Сметное дело в строительстве
Разведение собак
Химия в быту

Не нашли материал для своей работы?

Поможем написать уникальную работу. Без плагиата!