Библиотека работ в помощь студенту!

Методологические основы психологии: инновации, общность и специфика в исследовании личности

Понятие и особенности психологических методов

Психологическое исследование — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей .[3] Среди методов психологического исследования различают: [2]

  • Лабораторные и «полевые» (по месту проведения и особенностям подготовки к опыту)
  • Количественные и качественные (по тому, какие именно показатели будут исследоваться и оцениваться)
  • Фундаментальные и прикладные (нацелены  ли методики на открытие базовых принципов поведения или  для решения практических проблем)

Также можно разделить методы в зависимости от исследуемых определённых психологических характеристик:

  • Методы исследования показателей и особенности личности
  • Методы исследования межличностных отношений

В зависимости от назначения психологического исследования, нужно правильно подбирать методику его проведения. Главными факторами, влияющими на выбор психолога-исследователя, являются: рентабельность исследования, его соответствие тематике эксперимента, его точность и способность дать максимальный результат при минимуме затраченных усилиях, соответствие методики возрасту испытуемых. По продолжительности исследований выделяют следующие виды методик [3]:

  • Лонгитюдные исследования (изучение одних и тех же испытуемых на протяжении долгого времени, комплексное исследование)
  • Метод продольных срезов (изучение изменений на определённый момент времени)
  • Сравнительные исследования

Виды основных психологических методов исследования

Эксперимент – в традиционной психологии основной метод исследования, при его использовании экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные.[4] Нужен для установления причинно-следственных связей (например, между каким-либо влиянием и определённой характеристикой личности) или для проверки исходной гипотезы. Количество испытуемых ограничено репрезентативной выборкой, обязательны схема или план исследования, эксперимент может проводиться несколько раз для получения более надежных результатов. 

Наблюдение  — пассивный метод исследования, основанный на простом целенаправленном восприятии объекта или конкретных психических явлений, без вмешательства в происходящее или взаимодействия с чем-либо. Требует наличия четко обозначенных целей – что именно нужно пронаблюдать в конкретной ситуации. Факты наблюдения фиксируются в специальном протоколе, в котором отражены план и отдельные категории. Используется чаще всего для выявления закономерностей и выдвижения гипотезы, которая затем будет подтверждаться другими методами.

Контент-анализ —  Метод косвенного наблюдения, применяется для исследования содержания продуктов деятельности человека. [1] Выводы делаются по исследованию того, что человек производит в рамках заданной темы (анализ речи, печатных текстов, рисунков, открытых ответов в анкетах и прочего). Используется как главный метод в тех случаях, когда исследование объекта невозможно другими способами.

Метод опроса  — метод самоотчета, информация о предмете исследования извлекается из ответов испытуемых на заранее составленные вопросы. Широко используется в виде интервью ( когда общение происходит непосредственно между экспериментатором и испытуемым) и анкетирования (когда испытуемому предоставляется ответить на вопросы самостоятельно в письменной форме). Главный критерий метода – четко составленный список вопросов, следование определённому плану.

Беседа – расширенное «неуправляемое» интервью, в отличие от опроса, где вопросы более конкретны и требуют чаще всего лаконичных ответов, метод беседы подразумевает свободное общение с испытуемым в рамках поставленного «общего» вопроса или целой заданной темы. Экспериментатор может заранее составлять для себя план течения беседы (какие наводящие вопросы использовать, как создать душевную атмосферу, что предпринять в случае отказа от разговора на определённую темы и т.д.), но может также действовать экспромтом, что создает эффект дружеского общения и располагает к себе испытуемых.

Тестирование  — стандартизированное испытание, предназначенное для объективной оценки индивидуально-психологических различий.[4] Каждый ответ в тесте имеет определённый балловый «вес», сумма которого в итоге позволяет определить уровень развитости исследуемого качества. Является одним из самых распространённых методов, существует множество именных тестов, используемых без изменений для получения достаточно точных результатов. Главными плюсами метода является быстрота получения результатов, статистическая точность и универсальность.

Проективные методы —  исследование личностных и межличностных особенностей по их действенным проекциям. Субъект переносит собственные свойства и состояния на внешние объекты, что позволяет безболезненно косвенно регистрировать необходимые данные.  Метод построен на предъявлении более-менее неструктурированных задач, допускающих огромное число возможных решений. Инструкции даются только краткие и общие, что делает метод весьма индивидуальным в каждой поставленной задаче.

Социометрия  — предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп.[4] Суть метода состоит в том, чтобы на основе ответов испытуемых на малое количество конкретных вопросов составить наглядное графическое отображение иерархии, группировок и социальных статусов в определённом коллективе или группе. Часто применяется в случаях, когда необходимо исследовать социально-психологическую совместимость людей внутри группы, сформировать благоприятный климат, сплотить коллектив. Является первым диагностическим этапом работы по организации сплоченных связей в малой группе. Результаты ответов на вопросы типа : «С кем бы ты пошёл в поход? Кого ты можешь назвать своим лучшим другом среди … ?» заносятся в специальный графический рисунок- социограмму-  в виде стрелок отношений, мужчины на рисунке обозначены квадратами, женщины – кружками. По результатам социограммы делаются определённые подсчеты и выводы о положении каждого индивида в группе.

Материал доступен бесплатно

Похожие материалы:

Информационное обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Психологическая сущность учения. Соотношение понятий: научение, учение, обучение
Оценка проекта объекта защиты на соблюдение требований пожарной безопасности
Теория перевода
Специфика письменного перевода в музейной сфере (на примере текстов каталогов выставок)
Синтаксические особенности построения текста на английском языке и его перевода на русский (на основе аудио- и текстового материала видеоигры Disco Elysium)
Цифровой макет изделия
Сметное дело в строительстве
Разведение собак
Химия в быту

Не нашли материал для своей работы?

Поможем написать уникальную работу. Без плагиата!